Многие компании занимаются спам-рассылкой, как бы неэффективен не был этот метод. Поэтому многие уже привыкли устанавливать на телефон анти-спам, чтобы все звонки с неизвестных номеров и сообщения с определенными словами автоматически блокировались.
Однако это не самое удобное решение — компания может отправлять через СМС и важную информацию, и коды подтверждения. Особенно актуально это для микрофинансовых организаций, которые иногда весь процесс выдачи займа проводят через телефон. В МФО «Бустра» мы выяснили, каким бывает спам и какие сообщения стоит блокировать, а какие — нет.
В большинстве случаев через смс распространяют рекламу различных кредитных продуктов, предлагающих рассрочку магазинов, страховых компаний и т. д. СМС до сих пор остается простым и удобным способом сделать так, чтобы рекламу о новой акции увидело как можно больше людей из числа целевой и лояльной аудитории. Впрочем, некоторые компании пользуются методом рассылки слишком часто и только раздражают потенциальных клиентов.
Примерно в одном случае из десяти сообщение действительно будет нести в себе полезную или важную информацию. Кроме того, существуют мошенники — они тоже рассылают сообщения от своего имени или копируя стиль известных вам компаний
Итак, в зависимости от источника и цели рассылки выделяют такие виды СМС:
Реклама. Часто рекламу рассылают интернет-магазины, банки, МФО и другие компании из финансовой сферы, маркетплейсы. Они получают ваш номер телефона, когда вы заводите личный кабинет или заполняете анкету под какой-то продукт. Оформление займа никогда не обходится без указания номера телефона, даже если вы собираетесь получить деньги наличными. Скорее всего при указании телефона вы также дали согласие на обработку данных и получение рекламных сообщений — иногда без этого анкеты нельзя отправить.
Сообщения мошенников. Мошенники могут присылать сообщения очень разного характера. Самые популярные мошеннические решения:
Такой спам нужно научиться выявлять и вносить номера в черный список, чтобы однажды по растерянности не попасться на уловку и потерять деньги.
Если вам приходят только рекламные или мошеннические сообщения, то заблокировать такой спам можно без всяких последствий. В худшем случае вы пропустите действительно выгодную акцию или предложение.
Но есть и другие типы рассылок, которые стали появляться не так давно:
Последний тип спама тоже можно смело блокировать, только если вы не на самом деле в поиске подобных предложений. По сути это реклама, которая к тому же может отличаться от действительности.
Согласно законодательству России о рекламе и противодействия монополиям, у компании должно быть разрешение на то, чтобы отправлять гражданам информацию о своих услугах. Однако в реальности эти требования соблюдаются далеко не всегда и для этого даже есть специальный термин —«холодная рассылка». Если ей занимается добросовестная компания от своего лица, то можно попробовать привлечь её к ответственности. Но чаще всего рекламой занимаются посредники или мошенники, и их привлечь к ответу гораздо сложнее.
Среди способов запретить рассылать сообщения:
Если вы давали разрешение на рассылку, то его можно отменить, изменив условия договора организацией. Это можно сделать разными методами в зависимости от компании — через личный кабинет, специальное заявление, обращение к сотруднику. Если есть возможность отключить рассылку в личном кабинете, эта услуга будет содержать в названии слова «рассылка» «информирование» «уведомления о» и т. п.
Если вы знаете, что за компания присылает вам сообщения, можете обратиться туда напрямую. Сначала нужно узнать, в каком документе есть ваше согласие на рассылку — это может быть отдельное согласие или пункт в общем договоре. Далее нужно пойти одним из двух путей:
Иногда образец заявления выложен в открытом доступе на сайте организации.
Операторы вправе по просьбе клиента заблокировать попытки связаться с ним от третьих лиц. Как правило это отдельная услуга с названием «антиспам», за которую могут попросить доплатить. Некоторые операторы предлагают антиспам бесплатно в рамках определенного тарифа.
На некоторые смартфоны по умолчанию установлены приложения и сервисы, позволяющие бесплатно заблокировать спам. Если нет, их можно установить самостоятельно — подобные решения есть у «Касперского», «Яндекса» и других известных IT компаний. Такие приложения могут иметь разный функционал и быть платными. Чаще всего они позволяют заблокировать отдельные номер.
Важно. Не вносите в черные списки официальные и основные номера организаций, особенно банков или МФО. Через них с вами могут связаться, если вы потеряете карту и по ней начнут проходить подозрительные транзакции. Также такое решение помешает вам в будущем получать полезные сообщения.
Вносите в спам те номера, которые точно принадлежат мошенникам или компаниям, рассылающим исключительно рекламу. Их номера достаточно внести в черный список, и СМС прекратятся.
Это последнее, к чему можно прибегнуть, если рассылка продолжает надоедать, а компания отказывается её отключать. Нужно подготовить официальное заявление в Федеральную антимонопольную службу по форме, которая есть в интернете. Стоит ссылаться на закон о рекламе, приложить доказательства рассылки и того, что компания не реагирует на просьбы ее прекратить.
ФАС рассматривает заявление в течение месяца и может продлить процесс на еще такой же срок по своему усмотрению. Это длительный способ решить проблему. Копию заявления в ФАС можно использовать в диалоге с компанией как дополнительный аргумент в пользу серьезности ваших намерений.
Как правило МФО прямым текстом уведомляют клиентов о том, что им будут приходить сообщения, а отключить эту услугу можно через личный кабинет. МФО «Бустра» сообщает своим заемщикам только о действительно важной информации через рассылку. Однако если вы все-таки хотите отключить её, достаточно связаться с нами по телефону или заполнить заявление в офисе. Сообщения перестанут приходить уже через несколько дней.
Однако, как и в других МФО, отключение рассылки доступно только тем клиентам, у которых нет действующих займов и которые не собираются брать новые. Это связано с тем, что МФО используют рассылку для уведомлений о задолженности и сроках погашения займа. Если вас не устраивают сообщения, вы можете обратиться в Центральный банк или СРО, в которую входит компания.