Невозможно оформлять финансовые продукты и не делиться при этом своими контактными данными. Указывать посторонние номера телефонов тоже не самый хороший вариант — телефон нужно будет регулярно подтверждать и использовать, вам могут делать контрольные обзвоны для мониторинга мошенничества. Однако если поделиться номером телефона, звонки и СМС могут касаться и совершенно не связанных с вашим долгом поводов.
МФО и банки могут распространять довольно навязчивую рекламу. Более того, иногда вам могут начать звонить коллекторы, причем по чужому долгу.. Рассказываем, как быть в таких ситуациях и можно ли запретить подобные обзвоны.
Передача своего номера телефона, его подтверждение, а также подписание согласия на обработку персональных данных — стандартная процедура при получении займа или кредита. Обойти её довольно сложно:
Если после получения займа изъять сим-карту, которую использовали при оформлении, тоже возникнут проблемы. Если потерять сим-карту, не получится войти в личный кабинет. При малейшей задолженности или других важных новостях МФО попробует с вами связаться, и в случае неудачи будет звонить контактам для связи из анкеты, вашим родственникам и работодателю.
Однако если передать данные, их может использовать этот же кредитор, а также другие лица, с которыми у банка или МФО есть общие базы. Просто игнорировать все поступающие звонки нельзя, ведь они могут касаться разных вопросов:
Улучшать, а не ухудшать условия, банк может без согласования с клиентом. Однако чаще всего в таких случаях
Банки и МФО обычно передают собственным службам по взысканию долга или сторонним коллектора долги сразу набором. При выгрузке данных ваш номер телефона тоже может случайно попасть в базы данных для коллекторов. В итоге вам могут начать звонить по разным поводам: по вашему долгу, который не просрочен или даже по чужому долгу.
Вот основные ситуации, в результате которых ваш номер телефона оказался в базе данных коллекторов как номер должника.
Не позволяйте применять к себе незаконные меры и звонить чаще допустимого. Постарайтесь объяснить коллекторам, что долг точно не ваш. Выясните, какую сумму и в каком банке вы якобы задолжали и обратитесь также туда.
Мошенники могут заполучить ваш номер телефона по-разному. Это и атаки на закрытые базы данных, и поиск номеров в открытых источниках (например, на сайтах объявлений). Распознать, что вам звонить мошенник, можно по таким признакам:
При наличии хоть каких-то сомнений в правдивости представленной вам информацию положите трубку и перезвоните уже по официальному номеру банка или МФО. Найти его можно в реестре Центрального банка, в ряде официальных сервисов (например, в навигаторах и картах) и непосредственно на сайте МФО или банка (убедитесь, что это официальный и верифицированный сайт).
От того, как именно ваш номер попа в базу данных для обзвона, частично зависит, насколько легко будет избавить от этих звонков. Но по большей части все будет зависеть от законопослушности и добросовестности тех, от кого звонки исходят.
Если говорить о мерах предотвращения подобных ситуаций, то лучший вариант — предоставлять данные только ответственным МФО и банкам. Например, в Бустра мы не позволяем себе передавать данные клиентов в чужие руки, а от рекламной рассылки всегда можно отказаться через личный кабинет.
По законе о рекламе банки и МФО могут сами обзванивать или заказывать такие обзвоны только в отношении граждан, подписавших на это согласие. Вам могут звонить сотрудники не банка, а рекламного агентства, но у них все равно должно быть разрешение от вашего имени. Иначе такая реклама через обзвоны — нарушение закона.
Подписание этого разрешения обычно входит в процедуру оформления самого первого финансового продукта в организации или в процесс оформления личного кабинета на её сайте. Отозвать согласие на получение рекламной рассылки как правило можно через личный кабинет на сайте банка ил МФО. Однако некоторые организации намеренно всячески усложняют это действие, требуют письменно оформлять заявление об отказе и относить его в ближайшее отделение.
Если компания не соблюдает закон «о рекламе», то вы имеете право пожаловаться в Федеральную антимонопольную службу, так как незаконное распространение рекламы входит в антимонопольное законодательство. Подавать жалобу есть смысл только после того, как вы предприняли все попытки добиться прекращения рассылки от самой компании. Вам стоит сохранять всю документацию и обращения, которые возникают в ходе этих попыток.
ФАС действует не так оперативно, как многим хотелось бы. Рассмотрение обращений граждан занимает месяц, причем может быть продлено на еще один месяц. Однако дожидаться решения службы не обязательно — уведомите нарушителя о том, что заявление уже составлено и отправлено, это может помочь решить проблему. В случае подтверждения нарушений компанию ждет штраф, дополнительные проверки и внимание антимонопольного органа.
Есть различные программы антиспама и приложения типа «черного списка». Антиспам хорошо работает в отношении СМС-рассылок. Если в сообщениях будет определенное слово, то оно автоматически будет удалено, и вы его даже не увидите. Так вы сможете прекратить поток уведомлений о возможности получить в долг невозможно большие суммы, прекратите получать рассылку о новых кредитных картах и т. п.
Банки и МФО могут посылать вам сообщения и делать звонки совершенно разного характера и ценности. Блокировать совершенно все не стоит — так вы лишаете себя возможности узнать о состоянии старых займов или появления новых, оформленных мошенниками. Среди рекламных предложений также бывают хорошие варианты. Это особенно актуально для давних клиентов или наоборот — новых. Например, в «Бустре» мы позволяем новым клиентам оформить бесплатный заем на целых 5 дней.